Самоуправление — это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни.
Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
- Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов.
- Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
- Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
- Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
- Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
- Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся.
- Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Современная наука и практика пытаются развести понятия «самоуправление» и «соуправление». Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а потому вначале надо строить соуправление – совместное управление
вместе со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе;
- Устав школы.
- Правила для учащихся.
- Положение о совете учащихся.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Исходя из принципа единого планирования воспитывающей
деятельности в школе, в план воспитательной работы (или воспитывающей деятельности) ежемесячно вносятся те виды деятельности, которые составляют, с одной стороны, деятельность самих рабочих органов самоуправления, а с другой, — всю деятельность по организации внутришкольной жизни, значимую для учащихся и школы. В планах работы органов самоуправления фиксируется деятельность того или иного органа самоуправленияиопределенный промежуток времени: на год, на месяц. :
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школах. Такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная и информационная.
Познавательная деятельность (Министерство образования) — интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и вечера, различные игры КВНы, «Что,где, когда?» и др.). конференции, диспуты, консультации (взаимопомошь учащимся в учебе) встречи с интересными людьми
и т.д.
Отвечает за:
- создание условий для учебной деятельности школьников;
- сбор информации об учебном процессе;
- проверку дневников, учебников;
- проведение интеллектуального марафона.
Спортивно-оздоровительная деятельность(Министерство здравоохранения) – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство. Привлечение обучающихся к спортивно – оздоровительной деятельности.
Отвечает за:
- подготовку и проведение спортивных соревнований;
- участие в общегородских спортивных мероприятиях;
- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы
Самообслуживание (Министерство МВД) Организация дежурства, создание правового поля внутришкольной жизни.
Отвечает за:
- дежурство по школе;
- помощь администрации в обеспечении порядка школе;
- охрану порядка на школьных вечерах;
- ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Художественно-эстетическая деятельность (Министерство культуры) — праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи. В каждой школе ,как правило, это направление становится ведущим.
Отвечает за подготовку и проведение:
- вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
- интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
- театральных постановок.
Информационная деятельность( Министерство печати)— устная или письменная информация о жизни школы. Появление в школе новых информационных технологий, необходимость приучения учащихся к жизни условиях нового информационного поля, когда информация имеет существенное значение для принятия решения, эта деятельность соответствующего органа приобретает особое значение.
Отвечает за:
- формирование имиджа школы;
- выпуск школьной газеты;
- обмен информацией с другими организациями
В план воспитательной деятельности школы и план классного руководителя вносятся:
- цели воспитания,
- тема (воспитательная),над которой работает школа,
- виды деятельности.
Вся эта деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. План воспитательной работы школы отличается от планов органов самоуправления тем, что он включает все формы учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ УЧЕНИЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
- Сбор информации и ее анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления:
- Планирование. В планировании участвуют: в классных коллективах — классные органы, на общешкольном уровне — общешкольные органы самоуправления. Результат планирования — это ответ на вопрос «Что делать?» Что делать в классе и что делать в школе
- Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности. Педагоги-консультанты (на классном уровне это классные руководители, на общешкольном – педагоги организаторы) учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу.
- Контроль. Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель — получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.
- Регулирование и коррекция. Это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы.
Таким образом, функции управления принимают на себя органы ученического самоуправления.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Кабинет Министров:
-
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
-
решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
-
формирует органы самоуправления в школе;
-
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
-
рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
-
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет президентов:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
-
организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
-
устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
-
готовит и проводит собрания и конференции учеников;
-
обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
-
заслушивает отчеты о работе классных министров и кабинета министров;
-
решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об
ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; -
организует соревнование между классными министрами, подводит итоги;
-
утверждает состав делегации учащихся школы на районные, республиканские совещания и конференции.
ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь
- Анализ работы совета учащихся (СУ) за предыдущий учебный год.
- Утверждение плана работы СУ на новый учебный год.
- Распределение шефства над классами.
- О подготовке общешкольного собрания учащихся.
- Об организации дежурства.
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- О подготовке к празднику, посвященному Дню учителя.
- О конкурсе «Лучший класс».
- О работе над «Правилами для учащихся».
Октябрь
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- Отчет отдела правопорядка о результатах рейда «Внешний вид учащихся».
- О плане проведения осенних каникул.
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- О подготовке к празднику «Осенний бал».
- О ходе подготовки классов к зимнему периоду.
- Отчет министерства образования об успеваемости учащихся.
- Разработка школьной газеты «Большая перемена»
Ноябрь
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- Отчет министерства МВД о качестве дежурства по школе.
- О подготовке к конкурсу «Фабрика звезд».
- Анализ праздника «Осенний бал»
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- Отчет министерства печати и культуры о проведенной работе над «Правилами для учащихся».
- Об организации работы по ремонту наглядных пособий и книг в школьной библиотеке.
Декабрь
- Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие.
- Обсуждение плана зимних каникул.
- Отчет министерства печати о проделанной работе.
- Подведение итогов соревнования «Лучший класс» за полугодие.
- О подготовке к проведению интеллектуального марафона.
- О проведении новогодних праздников.
Январь
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- Отчет отдела здравоохранения и спорта о проделанной работе. Результаты школьных соревнований.
- О подготовке к вечеру встречи с выпускниками.
- О ходе интеллектуального марафона.
- Отчет министров культуры о проведенной работе.
- О выполнении требований внутреннего распорядка.
Февраль
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- О личных достижениях учащихся школы.
- О подготовке акции «Подарок воинам».
- Итоги интеллектуального марафона.
- О подготовке к военно-спортивному конкурсу «К защите Родины готов!»
- О проведении акции «Подарок воинам».
Март
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- Результаты анализа пропусков уроков за 3 четверть (отчет министров МВД)
- О подготовке к мероприятию «а ну – кА девочки»
- О подготовке к военно-спортивной игре «Зарница».
- О проведении Дня здоровья.
Апрель
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- О подготовке к игре-соревнованию «Безопасное колесо».
- Итоги успеваемости учащихся. Отчет министров образования.
- О проведении трудового десанта.
Май
- Информирование о выполнении предыдущих решений.
- О проведении мероприятия к 9 мая.
- О подготовке к празднику «Последний звонок».
- Об организации ремонта классных комнат, подготовке их к каникулам.
- О подготовке к выпускному вечеру.
- Итоги соревнования «Лучший класс».
Выводы
Рассматривая самоуправление как самоорганизацию ученического
коллектива школы, при которой сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы, можно утверждать, что самоуправление учащихся по своей природе является типом представительной демократии, т.е. управление внутришкольной жизнью осуществляется самими учащимися через созданные ими органы самоуправления. Органы самоуправления как представительные органы учащихся включают всех их в разностороннюю деятельность, улучшающую их жизнь, а потому необходимую для них. Обсуждение результатов деятельности органов самоуправления и определение перспектив развития коллектива приобщает учащихся к формам непосредственной демократии в школе. Демократическая система ученического самоуправления приводит
всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, а потому гуманизирует отношения
детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества. Ученическое самоуправление является частью школьного самоуправления, а потому оно выступает как общественная сторона внутришкольного управления. При такой постановке вопроса можно рассчитывать на то, что школа станет институтом воспроизводства демократии в стране и обществе.