Антитеррористическая безопасность
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.
Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.
С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.
Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:
- инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
- инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
- проведение осмотров территории и помещений;
- организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
- организацию пропускного режима;
- организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
- информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
- проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
- плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
- проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
- инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
- Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
- Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
- Составить паспорт антитеррористической защищенности.
- Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
- Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
- Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
- Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
Документ по антитеррористической защищенности
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
- есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
- представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
- отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
- есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с обучающимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников;
- своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.
Противодействие идеологии терроризма и экстремизма
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Мероприятия направленные на раннюю профилактику вовлечения обучающихся в экстремистскую деятельность
Программа формирования законопослушного поведения школьников
Программа противодействия экстремизму и профилактика терроризма в школе
- Список экстремистских и террористических организаций;
- Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности»
- Портал «Наука и образования против террора»
- Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
- Интерактивная карта антитеррористической деятельности в Российской Федерации
- Плакат «Что такое терроризм»
- Памятка. Внешний вид СВУ, которые могут использоваться для приготовления терактов
- Памятка. Угроза по телефону, что делать?
- Памятка. Что нужно знать о терактах
- Памятка для населения при артиллерийском обстреле
- Памятка. Противопехотные мины
- Памятка. Об установлении уровней террористической опасности
- Памятка. Рекомендуемые расстояния удаления оцепления при обнаружении взрывного устройства
- Памятка. Как не стать заложником
- Памятка. Тактика террористов
- Памятка. Как вести себя при обстреле и после него
Приказ «Об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в МБОУ «Июсская СОШ»»
Приказ «О мерах по защите документов, содержащих информацию ограниченного распространения»
Приказ «О хранении и порядке обращения с паспортом безопасности»
Приказ Об утверждении «Порядка и Плана эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации
об угрозе совершения или совершении террористического акта»
Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде
Методические рекомендации составлены на основе материалов ежегодно проводимых мероприятий и с учетом опыта, накопленного в «НИУ МГСУ», где сформирована профилактическая среда, способствующая предупреждению проявлений терроризма и экстремизма.
Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде
Психологические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде
Методические рекомендации составлены на основе материалов ежегодно проводимых мероприятий и с учетом опыта, накопленного в «НИУ МГСУ», где сформирована профилактическая среда, способствующая предупреждению проявлений терроризма и экстремизма.
Психологические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде
В социальных сетях и мессенджерах провокаторы могут склонять россиян к террористической деятельности и другим серьезным преступлениям. Особенно уязвимой категорией являются подростки и молодежь.
Для вовлечения юных граждан в экстремистскую и террористическую деятельность злоумышленники опираются на социальные сети и мессенджеры, основной аудиторией которых является молодежь.
💻 Соцсети позволяют провокаторам свободно собирать информацию о потенциальных жертвах и анализировать личные страницы, выбирая тех, кто демонстрирует активность, определенные политические, религиозные или иные взгляды, но не имеет четких личностных позиций.
⭐ Вместе с коллегами из УБК МВД России мы подготовили ряд рекомендаций, которые помогут защитить ваших детей от пагубного влияния6 так называемых «вербовщиков».
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО:
🔵 заранее проинформировать детей и подростков обо всех возможных рисках и угрозах сети Интернет;
🔵 научить ребенка не отвечать на сомнительные предложения и сообщения в социальных сетях;
🔵 спрашивать или аккуратно проверять с кем ведёт переписку ребёнок в личных сообщениях;
🔵 обращать внимание на поведение и новые интересы ребенка;
🔵 обращать внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые «челленджи». Они могут содержать опасные для здоровья действия;
🔵 поддерживать контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителями.
КАК РЕАГИРОВАТЬ ПОДРОСТКУ:
🟣 сообщать о любых подозрительных предложениях и новых знакомых родителям или педагогам;
🟣 сообщить в правоохранительные органы (тел. 102).